Новые технические решения в энергосберегающих технологиях ремонта полувагонов.
Установка для правки люков полувагонов.
В настоящее время парк грузовых вагонов Российской Федерации составляет 910,6 тыс. вагонов. Из них 30,8% принадлежат организациям, не входящим в систему ОАО «РЖД». В структуре вагонного парка по-прежнему преобладают цистерны и полувагоны. Динамика расширения приватного парка вагонов ежегодно растет в среднем на 14%, что соответствует стратегической программе реформирования ОАО «РЖД». Это способствует развитию конкуренции на транспортном рынке между предприятиями-собственниками вагонов и ОАО «РЖД». Как следствие, возрастание парка приватных вагонов и увеличение грузоперевозок, ведет к выполнению более качественного, доступного по цене и своевременного ремонта вагонов. Одновременно увеличение грузоперевозок сохраняет потребность в ремонте подвижного состава и самого ОАО «РЖД», несмотря на постепенное сокращение его вагонного парка.
В соответствии с программой реформирования ОАО «РЖД», в настоящее время Вагонное хозяйство функционирует в виде двух комплексов:- эксплуатационный комплекс и ремонтный комплекс.
Функциональной задачей эксплуатационного комплекса является обеспечение бесперебойного перевозочного процесса (подготовка вагонов под погрузку, контроль за возникновением неисправностей в пути следования, технический осмотр вагонов в составе поездов, допуск вагонов на пути общего пользования, текущий отцепочный ремонт). Функциональной задачей ремонтного комплекса является обеспечение восстановления ресурса грузовых вагонов в целях обеспечения перевозочного процесса и повышения их потребительских свойств, а также модернизации вагонов для продления сроков их полезного использования.
Задачи ремонтного комплекса возложены на Центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов в качестве филиала ОАО «РЖД». В состав ЦДРВ входят дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов и вагоноремонтные предприятия.
Вагоноремонтные предприятия являются основной производственной базой на которую возлагаются задачи по ремонту и модернизации грузовых вагонов принадлежащих ОАО «РЖД» и предприятиям-собственникам.
Перед вагоноремонтными предприятиями стоят задачи эффективного использования материально-технических и трудовых ресурсов, экономии всех видов затрат.
Повышение качества ремонта грузовых вагонов должно вестись за счет повышения уровня технической оснащенности, внедрения высокоэффективного специализированного оборудования и технологических процессов ремонта подвижного состава.
Анализируя технологический процесс ремонта подвижного состава и техническое оснащение вагоноремонтных предприятий, можно сделать вывод, что зачастую еще имеют место технологические процессы с преобладанием тяжелого ручного труда.
Наглядным примером служит операция по правке люков полувагонов. Она производится в подвагонном пространстве с помощью кувалды или, в крайнем случае, люк демонтируется и выправляется на специальном прессе. При этом в течение длительного времени, работник затрачивает значительные физические усилия в условиях стесненного рабочего пространства, что значительно снижает уровень безопасности труда и производительность. Применение ручного труда также приводит к излишним затратам времени, людских и материальных ресурсов.
Таких примеров, где применяется ручной труд и соответственно страдает качество ремонта, можно привести еще много. Поэтому одной из задач ремонтного комплекса является определение потребности дооснащения базовых ремонтных депо новыми энергосберегающими техническими средствами, изыскание и привлечение внешних инвестиции для коренного технического переоснащения депо.
Для решения одной из сложных задач ремонта полувагонов правки люков без их снятия в 2006г. совместно со специалистами РГОТУПС, Русгидравлик и под руководством Московской дирекции ремонта выгонов была разработана, изготовлена и передана в опытную эксплуатацию в ремонтное депо «Люблино» установка для правки люков полувагонов. В течение целого года данная установка эксплуатировалась в депо, выявлялись ее потенциальные возможности в технологическом процессе, а также целесообразность внедрения данной разработки в другие депо дирекции.
Результаты опытной эксплуатации показали, что она существенно облегчила труд ремонтников, снизила время правки люков, повысила качество ремонта и позволила выполнять данную операцию одному человеку. Опыт эксплуатации также показал, что количество снятия люков с полувагонов сократилось в целом в 2…2,5 раза, что наглядно говорит о целесообразности ее использования.
По результатам опытной эксплуатации была осуществлена доработка конструкции, что позволило адаптировать ее использование и в других ремонтных депо. В течение 2006 и 2007 гг. данная установка была поставлена в ремонтные депо Калуги, Курска, Узловой и др.
Опыт эксплуатации показал экономическую эффективность ее использования, безопасность и улучшение условий труда (во многих операциях наличие кувалды отпало), высокую надежность и низкую стоимость обслуживания.
Краткое описание установки и основ применения в технологическом процессе ремонта полувагонов.
Установка правки люков (Рис.1) предназначена для правки и поджатия люков полувагонов без их снятия при производстве планового ремонта вагонов, проводимого в условиях депо, а также для выправки угольников и уголка нижней обвязочной рамы.
Рис.1. Общий вид установки правки люков полувагонов.
В состав установки входят следующие элементы:
- несущая рама с четырьмя колесами для ее транспортировки, диаметр колес 200мм, что не затрудняет ее передвижение в депо;
- гидравлическая насосная станция для привода домкрата;
- стойка с домкратом, домкрат расположен в нижней части, что позволяет выполнять сварочные работы без повреждения зеркала штока домкрата; стойка имеет регулировку высоты, что позволило использовать установку во всех ремонтных депо независимо от высоты ставлюг;
- поворотный штурвал, позволяющий устанавливать стойку в вертикальном положении и изменять угол до 6 градусов от вертикальной оси, это дает возможность выполнять ремонтные операции в недоступных местах;
- пульт дистанционного управления, который позволяет выполнять операции на безопасном удалении;
- рычаг для правки уголка нижней обвязочной рамы полувагона.
Хочется отметить, что нагрузка в ходе выполнения выправочных операций передается на опорную пяту домкрата, которая автоматически выдвигается перед началом работы.
В целях большей адаптации установки к условиям ремонтных депо, возможны два варианта поставок с электрическим приводом гидростанции и с пневматическим приводом. При этом исключается опасность поражения электрическим током обслуживающего персонала.
Основные технические характеристики установки приведены в таблице.
Технические характеристики УПЛ
Модель |
УПЛ-Э |
УПЛ-П |
Тип привода |
электрический |
пневматический |
Мощность двигателя, кВт |
1,1 |
1,1 |
Номинальное рабочее давление, МПа |
16 |
16 |
Усилие домкрата при рабочем давлении, тс |
7 |
7 |
Ход штока домкрата, мм |
300 |
300 |
Объем масляного бака, л |
10 |
10 |
Масса в рабочем состоянии, кг |
150 |
145 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм |
870х580х1750 |
870х580х1750 |
Высота в сложенном положении, мм |
1275 |
1275 |
В процессе эксплуатации установки в ремонтных депо были отработаны основы ее применения и получены определенные навыки, которые позволили обеспечить достаточно высокую эффективность ее использования.
Так же были изготовлены, специалистами депо, различные приспособления-насадки, которые устанавливались на верхнюю часть стойки и позволяли обеспечивать правку ребер жесткости люков.
Насадки изготавливались из подручных материалов – уголков или швеллеров.
Следует также отметить, что для обеспечения правочных работ и соблюдения правил техники безопасности вагоны должны быть закреплены зажим-захватами, которые установлены на ставлюгах. Это позволит исключить подъем вагона при выполнении операций по правке люков.
С помощью данной установки выполнялись следующие ремонтные операции, связанные с правкой люков:
выправка передней и задней части люка (Рис.2);
поджатие люка и вставка уравнительных прокладок (Рис.3);
исправление деформации боковой части люка под углом (Рис.4);
правка угольника и закрытие замков (Рис.5);
выправка центрального ребра жесткости с помощью дополнительной насадки (Рис.6);
поджатие дефектного места люка для проведения сварочных работ (Рис.7);
правка уголка нижней обвязочной рамы с помощью дополнительного рычага (Рис.8,9).
Рис. 2 Выправка передней и задней части люка
Рис. 3 Поджатие люка и вставка уравнительных прокладок
Рис. 4 Исправление деформации боковой стенки люка
Рис. 5 Правка угольников и закрытие замков
Рис. 6 Выправка люка (центральное ребро жесткости) с помощью
дополнительной насадки
Рис. 7 Поджатие центрального ребра жесткости люка для проведения
сварочных работ
Рис. 8 Правка уголка нижней обвязочной рамы с помощью рычага
Рис. 9 Установка рычага и правка дефектного места уголка
обвязочной рамы
Использование рычага позволит одному ремонтнику выполнять выравнивание уголка обвязочной рамы не привлекая к этому процессу газосварщика с газосварочным оборудованием. Даже в этой операции налицо экономическая эффективность.
Правильно продуманная технология выполнения технологических операций, обученный персонал и бережное отношение к техническим средствам позволит в будущем качественно улучшить ремонт вагонов, сократить время их нахождения в деповском ремонте и принести прибыль нашей компании.
Внедрение установки правки люков полувагонов в системе ремонта вагонов существенно окажет помощь ремонтникам, опыт полученный в Московской дирекции ремонта вагонов должен внедряться и на другие дирекции.
Москва, 2009г.
В.А.Дубровин, начальник дирекции ремонта вагонов Московской железной дороги
В.И.Гуцул, доцент кафедры РГОТУПС, к.т.н.
А.А.Егоров, аспирант РГОТУПС
№004 - 2010. Повышение эксплуатационной надежности путевых машин. → |
---|